Трансформируем ваши данные в прибыль

Пн — Пт: с 10:00 до 19:00

ГлавнаяКейсыКейс — создание системы сквозной аналитики для Parametr

Кейс — создание системы сквозной аналитики для Parametr

6 минут(ы)

Клиент и задача

В декабре 2023 года компания “Parametr” пришла в отдел аналитики нашего агентства с задачей построения системы сквозной аналитики. 

Parametr — девелопер, реализующий проекты в сегменте коммерческой недвижимости.

Компания проектирует, строит, продает и управляет современными промышленными и логистическими парками под размещение производства. В портфеле компании несколько локаций, в каждой из которых клиентам предлагается высокая вариативность выбора площадей. В проектах отсутствует стандартная нарезка блоков, что позволяет максимально гибко подходить к обработке запроса клиента. В такой гибкой системе очень важно обладать полной картиной предпочтений клиентов, для того, чтобы быстро актуализировать продукт при необходимости.

В отличие от других игроков рынка, заказчик имеет множество каналов привлечения как в оффлайне (например маркетинговые заборы на объектах, POSm, стенды и партнерство на выставках с активной маркетинговой поддержкой и прочие), так и в онлайне, уже более знакомые и привычные для всех (контекст, таргет и прочие). А цикл работы с клиентами после первой заявки составляет от 60 до 120 дней.

В требованиях к сквозной аналитике заказчик обозначил множество пунктов, среди которых:

  • Иметь возможность определять как наиболее значимые каналы привлечения, так и неэффективные
  • Видеть “портрет” целевого пользователя
  • Видеть путь клиента до момента обращения и дальнейшее его движение по воронке
  • Определять узкие места в работе с клиентами — на каких этапах воронки они “отваливаются” или находятся дольше всего
  • Оценивать ROI и ДРР каналов, а также эффективность каждого рекламного источника с целью принятия решений о масштабировании или, наоборот — уменьшения вкладываемых в него ресурсов

Глобальная задача получилась очень масштабной и была поделена на 3 крупных этапа:

  • Аналитика портрета клиента — кто является основной целевой аудиторией проектов компании, лоты какой площади являются самыми конверсионными, как меняются предпочтения клиентов в зависимости от локации объектов и тд.  
  • Оценка эффективности лидогенерации, аналитика рекламных каналов и трафика на сайте — динамика количества лидов и объема спроса в разрезе канала привлечения, CR из лида в разные шаги воронки и CR из одного шага воронки в другой, затраты на привлечение, уровень фрода, причины отказа, CPO, CPA, ДРР и множество других показателей. 

Оценка работы с входящим трафиком — этот этап должен содержать статистику работы менеджеров заказчика с клиентами, такую, как объем обращений из разных средств связи, время обработки заявки в разрезе менеджеров, среднее количество касаний с клиентами и их конверсионность

В этом кейсе мы подробнее рассмотрим реализацию 1 этапа — “Аналитика портрета клиента”.

В качестве системы для визуализации данных, построения дашбордов, был выбран  Apache Superset — мощный инструмент с открытым исходным кодом (а значит, можно не бояться за то, что ваш отчет вдруг перестанет работать из-за внешнеполитических событий) большим разнообразием диаграмм и их привлекательным внешним видом. 

Взглянуть на фрагменты финального дашборда вы можете в конце этого материала, а пока поговорим немного о технической стороне реализации задачи.

Постройте сквозную аналитику для своего бизнеса и выясните истинные желания клиентов

Реализация

Для того, чтобы дашборд с визуализацией данных 1 этапа задачи мог существовать и всегда быть актуальным, нужны данные CRM-системы (заказчик использует amoCRM), их хранение и регулярное обновление.

Для хранения данных нами была создана для заказчика облачная база данных Clickhouse в инфраструктуре Яндекса. Затем, с помощью StreamMyData были созданы потоки данных, которые каждую ночь обновляют данные amoCRM в этой базе.

О том, как вы можете начать использовать StreamMyData уже сейчас, читайте в этой подробной Статье

После того, как мы получили данные из amoCRM в виде разных таблиц — лиды, воронки, клиенты, контакты — мы приступили к написанию кода на Python, который формирует финальную таблицу для визуализации. Небольшой пример сырых данных выгрузки из amoCRM изображен на рисунке ниже:

Код, обрабатывающий данные, работает по следующему принципу:

  • отбирает необходимые данные из каждой таблицы данных amoCRM
  • приводит данные к нужным типам (числовым, строковым, логическим, датам)
  • объединяет обработанные данные всех таблиц по общим ключам — id сделки, id компании, id клиента
  • рассчитывает категориальные метрики на основе пожеланий заказчика. Например, класс площади помещения, рассчитываемый на основе того, попадает ли запрашиваемая клиентом площадь в тот или иной диапазон значений
  • обрабатывает пропущенные значения. Какие-то заменяет на нули, другие — на пустоту или None-значение (пустая строка и отсутствие значения — это разные вещи)

Также заказчик хотел знать, как менялись пожелания клиентов по площади помещений с течением работы менеджеров с ними, нам необходимо было извлечь дополнительные данные из API amoCRM, а именно историю изменения значений полей сделок. Так как при работе с клиентом менеджеры могут изменить значение любого поля, стандартная выгрузка данных по сделкам нам не дает всю необходимую информацию, потому что предоставляет только значения на текущий момент времени. Это значит, что мы не смогли бы узнать первоначальные пожелания по площади, если они вдруг менялись, поэтому был написан дополнительный скрипт.

Завершает весь код обработки данных скрипт, который загружает их в ту же базу данных, в которой лежат исходные данные. На данном этапе оставалось только автоматизировать их регулярное обновление.

С этой задачей нам помогает справиться Apache Airflow — еще один инструмент с открытым исходным кодом, который запускает любой код (в нашем случае код на Python) с заданными частотой и расписанием на ресурсах виртуальных машин.

Весь код, обрабатывающий, извлекающий и объединяющий данные, а также обновляющий таблицу в Базе Данных, выполняется каждые сутки в 7 часов утра. Таким образом на дашборде мы имеем данные, актуальные на момент вчерашнего дня включительно.

Визуализация данных

Здесь мы покажем вам фрагменты финальной версии дашборда и кратким описанием его функционала. Данные на изображениях заменены на искусственные, чтобы сохранить конфиденциальность.

В начале расположены сводные показатели по количеству лидов, количеству успешных лидов и объему спроса в квадратных метрах. Сразу под ними следуют диаграммы динамики количества лидов и объема спроса по дням, а также динамики объема спроса по неделям и месяцам. Этот блок позволяет быстро оценить общую эффективность бизнеса и последние изменения:

Далее следуют диаграммы динамики изменений показателя в процентах. Если значение выше оси X, значит динамика относительно предшествующего периода (недели или месяца) была положительная, если ниже — отрицательная. А сам коэффициент изменения указывается в процентах. Эти диаграммы позволяют очень явно оценить направление и силу изменения показателей:

Под ними расположена группа диаграмм динамики показателей с группировкой по проекту и группировкой по текущему статусу сделки. Сверху находятся диаграммы изменения объема спроса, снизу — количества лидов. Слева динамика представлена по неделям, справа — по месяцам. Каждый цветной столбец это значение для отдельного проекта, по которому обратился с заявкой клиент заказчика:

Следом расположен блок показателей и линий их трендов, а также тепловые карты в виде календаря. Чем темнее клетка на календаре, тем больше величина показателя. Они позволяют быстро визуально выделять самые доходные по объему спроса дни:

Продолжает дашборд группа из нескольких сводных таблиц. На примере снизу изображены таблицы с показателями на пересечении проекта и класса площади. Благодаря цветной заливке значений, эти таблицы позволяют быстро выявить самые эффективные или отстающие проекты и категории площадей объектов:

Под ними следуют диаграммы динамики показателей с разными группировками. Например, на следующем скриншоте изображен фрагмент диаграмм изменения объема спроса по неделям и месяцам с группировкой по типу владения — аренда, выкуп и т.д., а также диаграммы процентного соотношения каждого из элементов группы.

На диаграммах сверху каждый столбец это значение объема спроса для разных типов владения. На нижних диаграммах столбцы это 100% объема спроса за временной отрезок, а цвета на нем показывают, какой процент от него составляет каждый из типов владения:

Следом расположены разные диаграммы, показывающие разброс предпочтений пользователей. Например на данном скриншоте изображен график “sunburst”, у которого внутреннее кольцо это проект обращения, среднее кольцо — основной проект, а наружнее кольцо — альтернативные проекты.

Здесь можно увидеть, что из всех пользователей, у которых проектом обращения был проект “А”, только 11.5% (или 9 человек) рассматривают в качестве альтернативы проект “Б”, и так далее. Эта же диаграмма отвечает нам на вопросы, какой процент клиентов пока не изменяет проект обращения на другой и движется по нему, а какой процент вообще не рассматривает альтернативы:

Иными словами, так как у заказчика в экспозиции одновременно есть несколько проектов, важно отслеживать, склонны ли клиенты менять локацию: какой процент пользователей, привлеченных по рекламе одного проекта, в конечном итоге выбирают альтернативный проект.

Следующий график показывает нам, какой процент и количество клиентов изменили проект обращения на другой и движутся по нему, как по основному, а также на какой именно проект произошло изменение.

На следующем скриншоте мы можем увидеть, что 23.4% от проекта “А”, или 65 человек, в конечном итоге движутся в сделке по проекту “Б”, или то, что 45.8% тех, что движется по проекту “Б” пришли с изначального проекта “А”:

Таким же образом мы можем отследить средние изменения предпочтений в площади обращения:

Завершение

Построение сквозной аналитики, как и любого BI, это комплексная и сложная задача, требующая погружения в бизнес клиента, знания различных технологий и многое другое.

На текущий момент мы уже получили обратную связь от заказчика и специалистов с его стороны, касаемую пользования дашбордом:

Первый шаг автоматизации сбора статистики уже помогает нам быстрее и более комплексно оценить ту информацию, которую мы получаем от клиентов, а также проверить свои гипотезы. Время подготовки отчетов и поиск каких-либо данных сократился от дней до минут, и что для нас ценно, мы смогли подтянуть всю историю, которая была накоплена на стороне CRM-системы. 

В дальнейшем расширив данные внешней аналитикой каналов лидогенерации, рекламных метрик и прочей информацией мы сможем максимально точно таргетироваться и персонализировать предложения для наших клиентов, и существенно повысить эффективность от каждого вложенного рубля в рекламу.

 

Эркен Александр Мирвайсович 

Руководитель направления рекламы и лидогенерации, компания Parametr

Следите за анонсами публикаций реализации следующих этапов построения сквозной аналитики для данного клиента в нашем Telegram-канале и на сайте StreamMyData.

В новых кейсах мы покажем вам, как мы визуализировали эффективность различных каналов продвижения и отдельных рекламных кампаний. Как создавали кастомную модель атрибуции для отслеживания всего пути клиента и оценки влияния каждой активности на продвижение клиента по воронке. 

Расскажем о создании линейной модели прогнозирования продаж на основе исторических данных по проектам.

Как вычисляли показатели эффективности — CPO, CPL, CR разных этапов воронки. 

Покажем визуализацию эффективности работы менеджеров с входящим трафиком, сколько времени занимает обработка заявок и всех их этапов в разрезе каждого менеджера, на какая у менеджеров конверсия на различных этапах и многое другое.

Постройте сквозную аналитику для своего бизнеса и выясните истинные желания клиентов